Танк Т-26 на постаменте
При выполнении поисковых работ по обследованию дна Пильского пролива, с целью обнаружения тела утонувшего 30.02.05 г. К.Рагозина, между островами Клест и Черновой, 17 февраля 2005 г., в точке с координатами 60°39,6840' N, 28°30,8964' Е (WGS 84) был обнаружен советский легкий танк Т-26.
Остров Черновой (Тервасаари или Мустасаари, фин.), о.Отдаленный (Сирьясаари или Сурионсаари, фин) и о. Клест (Пуккисаари или Култакивисааре, фин.) входят в северную группу островов Тронгзундского архипелага в северо-восточной части Выборгского залива Балтийского моря. Между этими островами проходит фарватер Пильского пролива (совр. Северный Тронгзундский фарватер), наиболее глубокий, до 12 метров, но, вместе с тем, самый извилистый из трех Тронгзундских фарватеров. Эти места имеют богатую историю. На о. Черновой и по сей день эффектно выделяются из покрывающего их мелколесья фортификационные сооружения.
Во время Крымской войны были приняты срочные меры к усилению обороны Выборга. В 1855 были созданы две линии обороны с новым размещением батарей. Первая линия включала четыре батареи, контролировавших два наиболее глубоких пролива — Пильский и Тронзундский. Пильский пролив был перегорожен каменной гатью, затопленными судами и цепями которые крепились металлическими скобами на больших гранитных валунах на северном берегу острова Черновой и на противоположном берегу острова Отдаленный (северная оконечность о.Клест). К моменту появления английской эскадры под Тронгзундом батареи не были законченной постройкой. Николаевская батарея на острове Туркинсааре была вооружена в день попытки неприятеля пройти через Тронгзунд. Тем не менее, попытка англичан была отбита. Передовая Пильская батарея на острове Черновой, была построена в 1860-1870х годах в составе новой морской позиции Выборгской крепости и образовала ее правый, северный, фланг. Укрепление было возведено на верхних отметках скальной возвышенности в западной части острова. Согласно расчету ее вооружение составляли 27 пушек различных калибров. (Дмитриев Виктор Васильевич).
Та самая каменная дамба, перегораживающая пролив, отсыпанная в 1855 году и является проклятием Пильского пролива. Ее высота составляет до 10 метров, над ней остается 2-3 метра воды. При интенсивных нагонных приливах — отливах этот искусственный порог вызывает бурные течения со скоростью до 3 м/с, что не способствует образованию в зимний период нормального ледового покрова. Тут и провалились под лед 30 января 2005 года два снегохода. Одного из барахтающихся в ледяной воде спас рыбак, второго не удалось, сам спасатель оказался в полынье и выбрался только благодаря подоспевшим рыболовам. Помощь не поспела к депутату Госдумы, руководителю Питерского холдинга «Веда» Кириллу Рагозину.
Для его поисков создана оперативная группа СЗРЦ МЧС и сводный водолазный отряд. Применение управляемых телевизионных камер успеха не принесло, сильное течение и сложный каменистый рельеф дна значительно осложнял их работу. Однако магнитометрические зонды с телекамерами ЗАО «Искатель» планомерно протралившие окончательно размытую сильным течением полынью длиной 200 метров позволили обнаружить и снегоход Рагозина и рыбацкий коловорот протягиваемый ему рыбаком – спасателем. На основании найденных предметов, гидрологических условий и рассказов очевидцев создана схема наиболее вероятного места нахождения тела и зоны по убывающей прочесывались галсовым водолазным способом. Проходя через дамбу, водолаз вызывал осыпь и с замиранием сердца слушал, как сухо стучат подрезанные сигнальным концом полуметровые камни.
Кирилла нашли через три недели поисковых работ. Совпали два обстоятельства – тело не сразу упало на дно, видимо оставшийся в одежде воздух удерживал его подо льдом какое-то время и очевидцы ошиблись с направлением течения. В процессе обследования дна найдены несколько старинных якорей, останки затонувшего деревянного корабля, трухлявая винтовка, два уазика, два снегохода и танк Т-26, явно провалившийся под лед в марте 1940 г.
Результаты водолазного обследования показало: Танк найденный на глубине 12 м. 17 февраля 2005 г., между островами Клест и Черновой, в точке с координатами 60°39,6840' N, 28°30,8964' Е (WGS 84), судя по сохранившимся стойкам и лежащей рядом поручневой антенне, имел радиостанцию и был командирским Т-26. Стоит стволом на запад в сторону о.Клест на камнях. Правая сторона на песчаном грунте нижняя часть гусеницы отсутствует, передняя тележка опорных катков отделена от листовой рессоры балансирной подвески. Имеет небольшой дифферент на нос. Все люки задраены, у механика водителя открыта верхняя смотровая часть люка. Обрывки сетей опутывают ствол и переднюю часть корпуса.
Руководство холдинга Веда, администрация Выборгского района Ленинградской области, ЗАО «Искатель», ЗАО «Балтийский бриз» организовали подъем танка. В процессе подъема танка выполнены следующие работы: танк подвешен на понтонах подо льдом, отбуксирован подо льдом около 1 км, до места вытаскивания, танк вытащен на берег лебедкой тягача.
Танк Т-26 в районе посёлка Виланйоки (Подборовье) поднят с глубины Финского залива
Т-26 отреставрировали инженеры Выборгского судостроительного завода и установили на пересечении улицы Гагарина и Приморского шоссе в качестве мемориала.
Чертежей не нашли, поэтому восстанавливали танк по модели масштабом 1:35. Следы от снарядов и боевые раны решили оставить, как есть, а воссоздать то, что съедено временем и соленой водой. Теперь у танка – новые крылья, глушитель, воздухозаборники и ролики по правому борту.
Ход работ:
21-го. Руководитель Выборгского спасательного подразделения Алексей Калентьев встретил нас на другой дороге. Грунтовка от трассы подходит к берегу на 300 м ближе к месту работ, чем от Подборовского п-ва, в р-н бывшего финского пос.Репола. Разгрузив снегоход, на нартах доставили снаряжение и оборудование в палатку установленную четырьмя бойцами с лейтенантом на восточном берегу о.Отдаленный у Пильского пролива. А.Капустин А.Серков и В.Порсин остались готовить майну. А.Венделовский, А.Степанов и А.Стасенко у Сергея Шатаева в яхт-клубе забрали понтоны МСП-10 из прорезиненной ткани. Погрузив их в прицеп, отвезли на берег, где перегрузили в нарты снегохода к Алексею Серкову, который довез их до теплой палатки на остове Клест на обогрев. Прицеп оставлен на спасательной станции Выборга.
22-го. Развернув понтоны, выяснили, что один понтон без строп вообще, на другом навязаны веревки. Первый понтон обвязали одной сплошной веревкой, таким образом, дав возможность равномерно перераспределяться нагрузке на резиновые коуши понтона. 2-й понтон перевязали с теми стропами, какие были, но не на 2 коуша каждый строп, а на три, с большей свободой для перераспределения нагрузки. Остаток дня пилили майну под всплытие понтонов, опасаясь, что динамические нагрузки при ударе об лед системы танк – понтоны перенапрягут крепления. Погружений не было. С.Шатаев привез шланги на понтоны.
23-го. Заведение двух двойных 16 мм стропов расклиненных в огонах деревянными поперечинами, дабы не дать им продергиваться между гусеницами и катками. С.Шатаев привез пробки и штуцера на понтоны. Водолазы заведение блоков под протяжку на дно понтонов. Спускались: А.Капустин, А.Серков. Приехали волонтеры — «танкисты» Игорь Девятников, Валентин Рыбаков, на их счету кроме всего прочего подъем КВ и Т38 на «Невском пятачке», а также спасатель областного поисково-спасательного отряда МЧС Олег Медведев.
24-го. Затопление понтонов. Выпустив через верхнюю пробку воздух, понтон подтягивался к стропам через блоки, закрепленные на их огонах. Первый пришлось перестропить, привязав временный короткий строп, дабы дать слабину огонам основных строп. Предварительная продувка два шланга из двух транспортных баллонов через редукторы. Приехал подводный оператор из «Открытого моря» Андрей Герасименко. Рыбаками протянуто подо льдом 200 метров капронового конца под буксировку или в случае неудачи для протягивания стального буксирного троса.
25-го. Прибыли Г.Сидоров, П.Гончаров, М.Маричев с Пашей и Максом на шведском легком гусеничном транспортере в народе «Фердинанд». Продувка до появления воздушных пузырей на поверхности. Вероятнее всего пузыри шли через нижние аппендиксы понтонов. Выяснилось, что танк поднят с дифферентом на нос и съехал на глубину 15 метров. Во время погружения подо льдом произошел гидродинамический удар, затем в кипящей от расширяющегося воздуха воде из подо льда вылетел 10ти кубовый «дирижабль» понтона МСП-10. Александр Капустин почувствовав хлопок и услышав по связи предупреждение, ушел в сторону, избегая участи барона Мюнхаузена, в водолазном варианте. Он только почувствовав движение массы воды увлекаемой за гигантским «поршнем». В результате неравномерного распределения нагрузки при переворачивании танка оборвались резиновые коуши правого МСП-10. Танк на левом борту. Пришлось снять и правый понтон.
26-го. Для переворачивания танка вокруг башни заведен стальной трос. Перпендикулярно диаметральной плоскости заведена монтажная лебедка, закрепленная на ледовом якоре. На прямую 1,5 т. не пошел. Перевернули на ровный киль, организовав полиспаст через блок. М. Маричев привез четыре 1,2 кубовых емкости в металлическом каркасе. Имея сливной кран с одной стороны и широкую горловину с другой, обвязанные веревочными стропами и перевернутые, они представляются идеальными жесткими понтонами. Приехавший ген директор «Искателя» П.Кабатов настоял на работе двумя водолазными станциями. Остропка носовой части жесткими понтонами, А.Степанов с командой «Искателя», кормовой — МСП-10 С.Шатаев командой «Балтийского бриза». Выпустив через верхнюю пробку воздух, понтоны подтягивались к стропам через блоки, закрепленные на их огонах. Продувка носовых жестких понтонов осуществляется водолазом, переставляющим шланг из одного понтона в другой. Неожиданно, менее 4 кубов поднимает носовую часть танка. Дифферент на корму. Продувка кормового понтона МСП-10 заканчивается выбрасыванием понтона на поверхность. Оказалась ошибка при остропке МСП 10. Скобы и стропы на месте, но не соединены одна скоба и стропа. Моськина работа. Танк опрокинут на зад, с опорой на башню.
27-го. Переворачивание танка на ровный киль выполнено по отработанной методике. Заведена лебедка с полиспастом по диаметральной плоскости танка. Проверены носовые понтоны. Выяснилось, то при вращении на 120 градусов они ведут себя прекрасно. Несмотря на частичное перетирание строп 4х кратный запас прочности вызывает оптимизм. Выполнена остропка кормы жесткими понтонами. Всего установлено 10 понтонов по 1,2 т. Четыре за буксирные рымы. Четыре за оси коромысел опорных катков. Два за оси кормовых ленивцев.
28-го. Продувка жестких понтонов. Всплытие танка под лед произошло без эксцессов. Тихонько, без удара всплыл под лед. Остропка под буксировку. Попытка буксировки в ручную сначала дала положительный результат. Конец, закрепленный на корме танка показал движение при нагрузке 200 метрового капронового конца. Однако вытяжка капронового конца оказалась слишком большой и при применении снегохода порван капроновый конец, разрушен зажим. Переостропка капронового конца на стальной 2Х8 мм. Буксировка танка подо льдом. 90 м., но не вовремя остановились и по инерции понтоны зажимают буксирные концы.
9-го. Освобождение зажатых буксирных концов. Бригада рыбаков протягивает проводники, по которым затем вытягивается трос. Букировка танка подо льдом. 900 м. Снятие понтонов. Попытка заведения мощных, привезенных С.Шатаевым тяговых строп безуспешна – перевернулась передняя тележка опорных катков и уперлась в ведущую шестерню. Выпиливание льда у берега.
30-го. Изготовление тяговой остропки. А.Капустин снял буксирную остропку. Завел тяговую остропку за передние шестерни. Очистка места подъема, подъем отвалившихся катков и фрагментов гусениц выполнена командой С.Шатаева. Огромный объем работ по выпиливанию льда организовал П.Кабатов. Установкой тягача и процессом вытаскивания командовал Игорь Девятников. Вытаскивание танка на берег лебедкой тягача прошло ровно и красиво. Саперы ЗАО Искатель с военными саперами организовали извлечение боеприпасов из танка. Поисковики из Союза поисковых отрядов Ленинградской области извлекли останки одного человека, вероятно механика — водителя.
Боеприпасы и амуниция из Т-26
Регистрационный номер машины под слоем коррозии установить не удалось, так же, как и номер двигателя. Ни на фляжках, ни на котелках, обнаруженных в танке, нет никаких надписей. Сообщение жителя Литвы, отреагировавшего на информацию о находке в телевизионных СМИ, который якобы своими глазами видел, как погиб этот танк, не подтвердилось, - установлено, что он служил в другой части и даже в другой армии. И рассказывал о событиях не в Подборовье, а на Вуоксе. И фамилия погибшего на его глазах танкиста - Ипатов, - в архиве не подтвердилась.
На полях сражений и в наши дни можно найти трак от Т-26
Ледовый поход
Военная операция в которой участвовал поднятый со дна Т-26
4 марта 1940 г. советские войска, подошедшие вплотную к Виипури (Выборгу), получили приказ о начале «ледового похода». Это наступление должно было привести к обходу правого фланга противника по льду Выборгского залива. Группа ближнего обхода (шесть дивизий 23-го и 10-го стрелковых корпусов) должна была выйти к материковой части Финляндии юго-западнее Виипури, овладеть плацдармом на западном берегу, перерезать шоссейную дорогу Выборг — Хельсинки и овладеть районом Репола, Ниселахти (Чулково).
Группа была усилена аэросанными отрядами и инженерными частями, снабженными мощными бульдозерами, способными прокладывать в 75-сантиметровом снегу поверх морского льда дороги шириной до трех метров. Группу дальнего обхода составляла 70-я стрелковая дивизия под командованием комдива М.П.Кирпоноса, располагавшая 34 танками и 72 орудиями. По льду прошла не только пехота, но и танки, и артиллерия, вплоть до тяжелых гаубиц, которые протащили на волокушах, связанных из срубленных солдатами деревьев.
Финны готовились к встрече, укрепляли острова, даже выпиливали во льду ловушки для советской боевой техники. Но в этом случае генерал Мороз сыграл в нашу пользу, финские источники сетуют, что мороз настолько укрепил свежий лед, что легкие танки в приготовленные ловушки не проваливались, а вытащенные глыбы льда давали укрытие для наших пехотинцев.
Берега островов представляют собой естественную фортификацию, груды валунов препятствовали выезду танков на берег и представляли собой неплохое укрытие. Построенные российскими военными инженерами в 18-19 в.в. форты и батареи использовались финнами по прямому назначению. Одна батарея на мысе Ристниеми (305-мм) чего стоит, по воспоминаниям Маннергейма «ее полутонные гранаты и оказывали воздействие на колонны противника, двигавшиеся по льду». Это «воздействие» выражается в двух дополнительных поражающих фактора взрыва: ледяные осколки и ослабление ледяного покрова. Финская авиация, несмотря на господство «сталинских соколов» в небе, изрядно разрядила наши колонны на льду.
Можно себе представить какой урон наносили пехоте разлетающиеся глыбы льда, а танковым подразделениям терять 10-тонные машины и людей даже от не прямого попадания, наверное, больше ни при каких других обстоятельствах не приходилось. И никакого укрытия — лед, «хоть шаром покати»!
Подходя к берегу обороняемому противником, под шквалом огня из малокалиберной артиллерии и стрелкового оружия танки открывали беглый огонь, спрятавшаяся за танками пехота бросалась в атаку на валуны и в рукопашном бою захватывала позиции финнов. Если напора не хватало или танковую поддержку финская артиллерия, авиация или минные поля пускали под лед, то остатки подразделений отходили к ранее занятым островам и дожидались темноты, укрываясь за береговыми валунами.
3 марта вошедшая в состав 10 стрелкового корпуса (комкор Николаев И.Ф.) 43 стрелковая дивизия (комдив Кирпичников В.В. в последствии плененный финнами в сентябре 1941) получила задачу овладеть островом Ууран-саари (о.Высоцкий) и крепостью Тронгсунд. В тот день дивизии удалось занять лишь южную часть острова. 65 стрелковый полк занял дер.Суйкола (Пригородный), а 147 стрелковый полк зацепился за окраину дер. Тополя (Путейский).
На следующий день выдвинутая из резерва 42 стрелковая дивизия заняла несколько небольших островов на подступах к островам Ууран-саари (о.Высоцкий) и Сунион-саари (о.Крепыш). 43 стрелковая дивизия продолжала при мощной артиллерийской и авиационной поддержке упорнейший бой на Ууран-саари (о.Высоцкий). К вечеру 4 марта 65 стрелковый полк овладел городом и крепостью Тронгсунд, остальные части полностью захватили весь остров. 8-9 марта совместная операция 42 и 43-й дивизий привела к занятию острова Сунион-саари (о.Крепыш) и нескольких мелких островов вблизи западного побережья Выборгского залива.
Попытка 455 и 459-го стрелковых полков ворваться на берег, была отражена сильным ружейно-пулеметным огнем финнов. Подразделения залегли неподалеку от прибрежных валунов, дававших прикрытие атакующим. С наступлением темноты полки отошли на занятые незадолго до этого острова.
8 марта в Выборгском заливе части Красной армии заняли острова Есисаари (Передовик), Катилансаари (Песчаный), Тервасаари (Смоляной), Мустасаари (Черновой), Хиетасаари (Овчинный).
В течение последующих дней вплоть до прекращения боевых действий обе дивизии упорно сражались за плацдармы на западном берегу. В боях 10-11 марта успех более сопутствовал 43 стрелковой дивизии, которая к исходу 11 марта овладела пос.Репола. 12 марта ей не удалось развить успех, все ее атаки были отбиты. С утра следующего дня части дивизии готовились к новому наступлению, но пока шли сборы, из штаба 10 стрелкового корпуса была получена директива о прекращении боевых действий в связи с подписанием мирного договора.
Последняя операция 70-й стрелковой дивизии в советско-финской войне 1939-40гг. — овладение островами, выход на северный берег Финского залива и захват отрезка шоссе Хельсинки — Выборг — с полным основанием называется ледовым походом.
В истории русского оружия было лишь два подобных похода. Первый поход русских войск под водительством Петра I, тоже по льду Выборгского залива, как известно, закончился захватом Выборга.
Второй поход был совершен под командованием Багратиона в 1809 году по льду Ботнического залива, когда русские овладели Аландскими островами.
Советские войска совершили третий ледовый поход и тоже нанесли противнику неотразимый удар.
Во время Зимней войны 1939-1940 гг. и в 1941г. Финской армией было захвачено несколько Т-26. Одна из этих машин стоит в танковом музее города Парола.